Основания и условия для установления сервитута на участок земли

Содержание
  1. Основания и условия установления сервитута
  2. Законы
  3. Основания установления
  4. Регистрация
  5. Причины, по которым нельзя установить СВ
  6. Основания и условия для установления сервитута на участок земли
  7. Суть установления сервитута
  8. Условия и порядок установления
  9. Прекращение сервитута
  10. Что необходимо для установления сервитута, процедура
  11. Цель и основания установления сервитута
  12. Условия установления
  13. Границы зон действия
  14. Как установить публичный сервитут
  15. Частный сервитут
  16. Порядок установления сервитута на муниципальные земли в 2018 году: условия, особенности и порядок установления, документы, образец соглашения | Земельный эксперт
  17. Соглашение об установлении сервитута
  18. Порядок установления сервитута на земли государственной или муниципальной собственности
  19. Список документов
  20. Пример по порядку установления сервитута на земельные участки государственной и муниципальной собственности
  21. Заключение
  22. Наиболее популярные вопросы и ответы на них по порядку установления сервитута на земельные участки государственной и муниципальной собственности
  23. Список законов
  24. Образцы заявлений и бланков
  25. Вам будут полезны следующие статьи:
  26. Основания для установления сервитута в отношении участка из государственных и муниципальных земель
  27. Правила заключения соглашения об установлении сервитута
  28. Установление платы за пользование чужим участком
  29. Случаи, в которых осуществляется заключение соглашения об установлении сервитута. Размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных знаков информационного характера, различных защитных сооружений
  30. Осуществление проведения изыскательских работ
  31. Правила проведения работ, связанных с использованием недр
  32. Сервитут на земельный участок
  33. Частный сервитут
  34. Публичный сервитут
  35. Регистрация сервитута (частного и публичного)
  36. Прекращение сервитута
  37. Судебная практика: отказ в установлении сервитута

Основания и условия установления сервитута

Основания и условия для установления сервитута на участок земли

По ГК РФ сервитут (СВ) относится к ограниченному вещному праву и с его помощью гражданин может ограниченно пользоваться чужой вещью, например, земельным участком (ЗУ).

Законы

В выпущенном позднее ЗК (ст. 23) рассмотрены вопросы публичного сервитута (ПС), а
также уточнены положения по сервитуту ЗУ.

Некоторые вопросы применения законов в судах рассмотрены в более поздних документах, например, в Постановлении ВАС №11248/11 от 28.02.12, а также в «Методических рекомендациях о порядке регистрации сервитутов ЗУ» (приказ Минюста №4 от 2005 года).

Основания установления

Главные основания для установления ЧС приведены в ГК. В частности, такими основаниями являются (ст. 274):

  • необходимость прохода и проезда на ЗУ через соседний участок;
  • строительство, эксплуатация или ремонт объектов;
  • других нужд, для обеспечения которых нужен сервитут соседнего участка.

Такое положение приводит к тому, что при судебном разбирательстве вопросы наличия оснований для установления ЧС решаются самим судом. При этом суды обязаны соблюдать баланс между интересами истца (владельца господствующего ЗУ) и собственником служащего ЗУ.

Основания для установления ПС во многом совпадают с основаниями для ЧС. Отличия состоят в том, что ПС устанавливается в интересах РФ, субъекта РФ, местного муниципалитета или проживающего в данной местности населения. Эти основания приведены в ст. 23 ГК.

В их число входят:

  • обеспечение прохода или проезда;
  • необходимость ремонта линий и сетей или дорог;
  • проведение работ по осушению;
  • геодезические работы;
  • работы по эксплуатации водных ресурсов;
  • прогон скота на пастбища;
  • временное использование ЗУ для сенокоса, выпаса скота, охоты и рыболовства; проведение изыскательских работ;
  • обеспечение подхода к берегу водоема.

Регистрация

ЧС регистрируется как вещное право господствующего ЗУ и как обременение служащего ЗУ. ПС регистрируется только как обременение соответствующего ЗУ.

Для регистрации ЧС в местном филиале Росреестра необходимо подать следующие документы:

  • заявление о регистрации сервитута. При регистрации ЧС такое заявление может подать собственник ЗУ, на который устанавливается СВ, или лицо, в пользу которого этот СВ установлен;
  • квитанция об уплате пошлины (в сумме 1500 рублей для частных лиц и 6000 рублей для организаций);
  • договор о сервитуте или судебное решение;
  • кадастровый паспорт с планом, на котором отмечена часть ЗУ, на котором работает СВ (если сервитут действует только на часть ЗУ).

С заявлением о регистрации СВ в Росреестр может также обратиться лицо, которое имеет участок на правах бессрочного пользования, пожизненного владения или аренды на срок более 1 года.

При регистрации СВ гражданин должен предоставить паспорт, а юридическое лицо – набор документов, включающих учредительные документы, приказ о назначении директора, доверенность на лицо, регистрирующее СВ.

Заключенный между двумя сторонами договор может включать следующие пункты:

  • Введение.
  • Предмет договора. Описывается адрес ЗУ, срок действия сервитута, плата за сервитут.
  • Правила пользования.
  • Права и обязанности сторон. Описаны действия, которые должны выполнить стороны.
  • Дополнительные условия. Включают начало действия договора, действие его при изменении собственника и тому подобное.
  • Адреса и реквизиты сторон.

Для регистрации ПС установивший этот СВ орган управления подает в Росреестр заявление о регистрации СВ, квитанцию об уплате госпошлины, нормативный правовой акт об установлении ПС.

При регистрации в случае обращения с заявлением собственника служащего ЗУ запись о регистрации ЧС вносится в раздел III-3 ЕГРП как о обременении права.

Если с заявлением обращается сервитуарий, то запись вносится в раздел II-2 ЕГРП как о вещном праве. При регистрации ПС запись о СВ вносится в раздел обременений.

Если ЧС регистрируется лицом, не являющимся правообладателем, то правообладатель должен быть поставлен в известность о регистрации обременения ЗУ. Собственник ЗУ, на который установлен ПС, также должен получить соответствующее уведомление в течение 5 дней.

Причины, по которым нельзя установить СВ

Приведенный в законах перечень оснований для установления сервитутов не охватывает всех возможных случаев.

В процессе разбирательства суд не должен решать вопрос о сервитуте таким образом, чтобы собственник служащего участка был фактически лишен прав на свой участок (Определение КС №510-О-О от 22.03.12).

При судебном разбирательстве суды могут отказать в наличии основания для сервитута также в случаях:

  • если истец не предоставил суду доказательств того, что он сможет нормально эксплуатировать свой ЗУ только при предоставлении ему сервитута;
  • если установление СВ для ЗУ ухудшит санитарный режим и создаст угрозу санитарно-эпидемиологической защите населения;
  • если в результате установленного для строительства дороги СВ последует массовая вырубка деревьев и уничтожение плодородного слоя земли;
  • если установление СВ необходимо для создания проезда к самовольной постройке. Иногда возникает вопрос о наличии оснований установления СВ в случае, когда к господствующему участку можно проехать другим путем, который потребует больших материальных затрат.

В таком случае суд должен придерживаться мнения, что в связи с большим объемом работ и затрат альтернативная сервитуту возможность создания проезда к господствующему участку отсутствует (Постановление Президиума ВАС РФ №2509/10).

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь через форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам:

  • Москва: +7(499)110-46-40.
  • Санкт-Петербург: +7(812)245-38-14.

Основания и условия для установления сервитута на участок земли

Основания и условия для установления сервитута на участок земли

Крайне сложно разграничить земельные территории таким образом, чтобы предусмотреть все нюансы последующего их использования гражданами, частными и государственными организациями.

В связи с этим возникают ситуации, в которых необходимо разрешение на частичную эксплуатацию земли, принадлежащей другому собственнику.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему обращайтесь через форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам:

  • Москва: +7(499)110-46-40.
  • Санкт-Петербург: +7(812)245-38-14.

Суть установления сервитута

В законодательстве РФ предусмотрено понятие сервитута. При его установлении лица, в отношении которых зарегистрировано обременение земли, вправе беспрепятственно пользоваться территорией в предусмотренных договором целях. Правовое регулирование взаимоотношений сторон подчиняется ст.23 ЗК РФ и ст.274 ГК РФ.

Согласно указанным нормативным актам сервитуты разделяются на:

  • частные — дают право частичного использования чужой земли конкретным лицам, заключившим договор с владельцем участка;
  • публичные — устанавливают допустимость землепользования для всех граждан путем принятия постановлений и нормативных актов органами местной власти.

В зависимости от длительности действия ограничение бывает срочным (имеет дату снятия) и постоянным.

Наложение сервитута на земельный участок не умаляет права его владельца на распоряжение землёй, хозяин сохраняет возможность продать, завещать, подарить принадлежащее ему недвижимое имущество.

Присутствие посторонних не должно наносить ущерб площади, в отношении которой приняты особые меры эксплуатации. Собственник вправе требовать с лиц, пользующихся его территорией, соразмерную плату.

Величина платежа определяется исходя из занятой сервитутом доли участка, интенсивности ее использования, степени причиняемых владельцу неудобств и влияния обременения на проведение сделок с землей.

Условия и порядок установления

Наложение обременений на землю в пользу частных лиц осуществляется с целью обеспечения их полноценного пользования собственным участком (например, когда паводком дорога приведена в негодность, гражданин испрашивает разрешения временного проезда к своему дому по территории соседа, пока местными властями дорожное полотно не будет восстановлено).

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему обращайтесь через форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам:

  • Москва: +7(499)110-46-40.
  • Санкт-Петербург: +7(812)245-38-14.

Установление публичных сервитутов предусмотрено в случае необходимости (ст.23 ЗК РФ):

  • перемещения по земельной территории к водным объектам, в том числе для забора воды и водопоя домашних животных;
  • размещения топо-геодезических знаков, трубопроводов, дорог, электрических сетей;
  • проведения ремонтных, дренажных и изыскательских работ;
  • заготовки сена, выпаса скота, охоты, рыболовства и т.д.

Как упоминалось выше, сервитуты различаются по основанию установления. Регистрация частного обременения в Росреестре происходит по соглашению между лицами, земельная территория и права которых затрагивает сделка. Составленный сторонами договор не подлежит нотариальному заверению и включает следующие пункты:

  • сведения об участниках сделки и рассматриваемом земельном участке;
  • цели, задачи, границы и сроки действия сервитута;
  • размер взносов за использование площади и порядок их выплаты;
  • права и обязанности сторон.

Когда мирным путем договориться не получается, гражданин, требующий возможности ограниченного пользования землёй, вправе обратиться в местные органы самоуправления с соответствующим заявлением и установленным комплектом документов.

При положительном решении властей дальнейшее рассмотрение дела передается в суд. Подача судебного иска в отношении сервитута земельного участка предусматривает уплату госпошлины в размере 300 рублей для частных лиц (пп.3 п.1 ст.333.

19 НК РФ).

Публичный сервитут устанавливается в случаях государственной и общественной необходимости частичного пользования территорией и не предусматривает изъятие земельного участка. Наложение ограничений происходит путем издания установленных нормативных актов с учётом результатов общественных слушаний (п.2 ст.23 ЗК РФ).

Сервитут является обременением земельного участка, которое надлежит зарегистрировать в Росреестре (ст.44, 52 ФЗ N 218 от 13 июля 2015 г.).

Для этого собственник или лицо, в пользу которого регистрируется право эксплуатации территории, обращается с заявлением и пакетом документов в отделение Федеральной службы кадастра и картографии.

Указанная сделка требует оплаты госпошлины, которая для частных лиц составляет 1500 рублей (пп.31 п.1 ст.333.33 НК РФ).

Прекращение сервитута

Основания для снятия обременения с земельного участка изложены в ст.48 ЗК РФ и ст.276 ГК РФ. Согласно законодательству, прекращение сервитута происходит:

  • с окончанием срока его действия;
  • при отсутствии необходимости дальнейшего использования участка третьими лицами.

В последнем случае процедура основывается на обоюдном решении сторон, заключивших договор о частном сервитуте, или путем издания соответствующего постановления государственным органом, наложившим публичное ограничение.

Когда сервитут доставляет неудобства в пользовании участком, собственник вправе добиваться его отмены через суд. Граждане, чьи имущественные интересы затрагивает обременение земли, могут обратиться с исковым заявлением в судебную инстанцию (п.8 ст.23 ЗК РФ). Снятие сервитута, как и его наложение, подлежит госрегистрации.

Установление сервитута является крайней мерой и используется в том случае, когда отсутствуют иные способы разрешения возникшей проблемы. Часто обременение носит временный характер (проезд по территории на период ремонта основной дороги) и не причиняет серьезного ущерба владельцу, что не освобождает его от необходимости законного оформления наложенных ограничений.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь через форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам:

  • Москва: +7(499)110-46-40.
  • Санкт-Петербург: +7(812)245-38-14.

Что необходимо для установления сервитута, процедура

Основания и условия для установления сервитута на участок земли

Не все собственники знают, что для установления сервитута необходимо соблюдать определенные условия. Во-первых, это добровольное соглашение, а во-вторых, обременение не должно мешать собственнику пользоваться своим имуществом.

Цель и основания установления сервитута

Сервитут – это один из видов обременения земельного надела, не позволяющий хозяину пользоваться недвижимостью в полной мере. Различают частный и публичный сервитут. Инициировать установление частного сервитута на земельный участок имеет право владелец или лицо, у которого появилась необходимость воспользоваться территорией. К таким причинам законодательство относит:

  1. Доступ к воде и т. д.
  2. Доступ к собственному наделу.
  3. Обустройство выхода на проезжую часть.
  4. Наличие на участке чужого имущества.
  5. Установка определенных объектов юридическими лицами.
  6. Осуществление работ по проведению коммуникаций.

Важно: установление сервитута по вышеперечисленным причинам носит частный характер. Другими словами, стороны составляют соглашение (аренды и т. д.), на основании которого земельный надел или его часть передается в пользование (временное или постоянное).

Публичное обременение может быть наложено только уполномоченными государственными органами после соблюдения установленной процедуры. Соглашение стороны не заключают. Установление сервитута регулируется Земельным кодексом, Гражданским кодексом и ФЗ №171.

Условия установления

Если публичный сервитут накладывается в добровольном порядке, то главным условием процедуры является оплата за пользованием недвижимостью и компенсация за нанесенный ущерб. Еще одно условие получения сервитута не собственником – это ответственность за сохранность и целевое использование участка. Поэтому пользователю запрещено:

  1. Портить верхний плодородный слой.
  2. Наносить вред окружающей среде.
  3. Негативно влиять на соседние участки.

Пользователь земли на основании публичного сервитута обязан соблюдать противопожарные и санитарные нормы.

Важным условием сервитута является тот факт, что его наличие не может полностью затруднять владельцу его эксплуатацию. Если цель обременения не позволяет пользоваться участком, собственник может предложить государству выкупить надел. При этом он имеет право рассчитывать на компенсационные выплаты. Заявка собственника рассматривается и принимается решение:

  1. Изъять участок с выплатой компенсации.
  2. Предложить равнозначный надел земли.
  3. Осуществлять периодические выплаты.
  4. Отказать в просьбе.

Принятое решение сообщается хозяину земли в течение месяца после подачи заявления.

Границы зон действия

Для установления публичного сервитута необходимо определить границы зон действия этого обременения.

Следует понимать, что обременение может действовать не только в отношении полностью сформированного участка, данные о котором внесены в кадастровый реестр.

Речь может идти о земле, которая находится на стадии оформления. В этом случае оформление сервитута сопровождается постановлением надела на кадастровый учет.

Как установить публичный сервитут

Установление сервитута осуществляется с помощью определенной процедуры. Основанием для обременения является заявление, которое составляется по инициативе заинтересованного лица или государственного органа.

Если его составляет частное лицо, то подавать заявление нужно в исполнительный орган, который занимается подобными вопросами. Орган самоуправления в лице своего представителя должен обращаться в местную администрацию.

В заявлении указывается:

  • участок, в отношении которого требуется установление ограничений;
  • цель процедуры;
  • срок действия обременения;
  • информация о владельцах земли;
  • информация о заявителе.

После подачи заявления оформление сервитута происходит следующим образом:

  1. Государственный орган рассматривает заявку.
  2. Проводится публичное заседание.
  3. Далее выносится решение и издается нормативно-правовой акт (постановление).

Публичное заседание не является обязательным этапом процедуры, так как эта норма не закреплена в законодательстве. Тем не менее, публичный характер обременения позволяет всем заинтересованным лицам высказывать свое мнение. В заседании имеют право принимать участие:

  1. Жители населенного пункта.
  2. Представители юридических лиц, осуществляющих деятельность на конкретной территории.
  3. Владелец участка.
  4. Лица, представляющие органы местного самоуправления.

Во время заседания обязательно ведется протокол. Он содержит следующую информацию:

  • место, где проводилось собрание;
  • повестку дня;
  • мнение участников собрания;
  • результаты ания;
  • решение.

В нормативно-правовом акте содержится информация о земельном участке, его владельце, сроках и цели установления обременения. Действие публичного сервитута начинается с того момента, когда все сведения будут внесены в ЕГРП.

Регистрация публичного сервитута на земельный участок осуществляется с помощью следующих документов:

  1. Заявления от уполномоченного органа власти.
  2. Квитанции, подтверждающей оплату госпошлины.
  3. Нормативно-правового акта, который устанавливает обременение.
  4. Кадастрового плана участка.

Регистрирующий орган имеет право потребовать от заявителя предоставления дополнительных документов.

Частный сервитут

Заинтересованное должно уведомить собственника земельного участка о своем предложении. Это делается с помощью письма, в котором излагаются основания и условия возможного обременения надела. Вся информация должна соответствовать нормам гражданского законодательства.

Обременение в пользу частного лица должно осуществляться на основании соглашения между сторонами. Это письменный договор, который обязательно содержит все необходимые пункты, включая существенные условия. Если форма договора не будет соблюдена, он будет признан недействительным.

Что такое существенные условия? Это информация, наличие которой в документе укрепляет правовое положение собственника участка, как более слабой стороны сделки. Также учитывается, что обременение не должно доставлять трудностей владельцу. К существенным условиям соглашения можно отнести:

  1. Кадастровый номер участка.
  2. Учетный номер части территории.
  3. Вид обременения и необходимые мероприятия для использования участка третьим лицом.
  4. Сведения о сторонах договора.
  5. Цели и основания сервитута.
  6. Сроки действия обременения.
  7. Размер компенсации.
  8. Права и обязанности лица, в отношении которого устанавливается сервитут.

Помимо этого, соглашение об обременении земельного участка должно включать распределение между сторонами следующих обязанностей:

  • кадастровые работы (межевание и т. д.);
  • процедура внесения сведений о земельном участке;
  • госрегистрация обременения.

Это основные существенные условия сделки, но стороны могут внести в документ дополнительные требования.

Далее осуществляется регистрация сервитута, которая подразумевает, что на землю накладывается обременение. Уполномоченная сторона предоставляет:

  • квитанцию об уплате госпошлины;
  • соглашение сторон или решение суда;
  • кадастровый план.

Порядок установления сервитута на муниципальные земли в 2018 году: условия, особенности и порядок установления, документы, образец соглашения | Земельный эксперт

Основания и условия для установления сервитута на участок земли

В статье 39.23 ЗК РФ указаны основания для установления сервитута относительно наделов, являющихся государственной или муниципальной собственностью. Помимо земельного законодательства, данный вопрос регулирует ряд федеральных законодательных актов и гражданский кодекс.

  • Москва МО:
  • Санкт-Петербург и ЛО:
  • Общероссийский:

Основания бывают следующие:

  • необходимость размещения линейных объектов, сооружений связи, спецзнаков информационного типа, защитных построек, не являющихся препятствием для целевой эксплуатации наделов;
  • проведение изыскательских работ;
  • проведение работ по недропользованию.

Указанные основания предполагают наложение публичного сервитута или частного.

Соглашение об установлении сервитута

Сервитут начинает действовать после того, как оформлено и зарегистрировано в Росреестре соглашение о сервитуте (посмотреть и скачать можно здесь: [Образец соглашения об установлении сервитута на земельный участок]). Такая договоренность заключается при наложении на надел обременения в виде частного сервитута.

Документ составляется в письменной форме, по установленному образцу. Сторонами соглашения является собственник участка – уполномоченное ведомство и заинтересованное лицо, которое претендует на пользование чужой территорией.

В соглашении обязательно должны быть прописаны следующие сведения:

  • информация о сторонах договора;
  • данные о площади – кадастровые показатели, удельный номер части площади, в отношении которой будет назначено обременение;
  • процесс эксплуатации земли, учитывая его целевое назначение;
  • срок пользования наделом;
  • размер платы за эксплуатацию территории;
  • права собственника земли и обязанности пользователя сервитутом.

Существенным требованием к оформлению соглашения является то, что такой документ составляется только с собственником участка или с его законным представителем. В противном случае договоренность будет признана недействительной.

Порядок установления сервитута на земли государственной или муниципальной собственности

В статье 39.26 ЗК РФ описана процедура и порядок установления сервитута на земельный участок. Процедура оформления проходит через несколько важных этапов:

  1. Заинтересованное лицо подает заявление установленного образца с указанием цели и оснований для установки сервитута. Если речь идет о части участка, то к заявке прикладывается межевая схема надела.
  2. В течение 30 дней после поступления заявления уполномоченный орган обязан уведомить заявителя о заключении соглашения и предоставить подписанный проект документа. В некоторых случаях выносится отрицательное решение, а при необходимости предлагается другой вариант установки сервитута.
  3. Если уведомление о заключении соглашения получено, то заявитель приступает к подготовке необходимых документов и после этого, в течение 30 дней с момента получения проекта документа, подписывает договор и передает собственнику.
  4. На финальном этапе производится госрегистрация соглашения в Росреестре.

Сервитут устанавливается при наличии необходимости в данном обременении. После завершения оснований для существования данного права, свое действие прекращает и соглашение о сервитуте. В том случае, когда договор заключается менее чем на три года, регистрация правоотношений не производится.

Список документов

Для заключения данного соглашения могут потребоваться следующие документы:

  • техническая документация на участок – кадастровые сведения, данные о присутствии недвижимости;
  • правоустанавливающие бумаги на землю;
  • личные данные участников соглашения;
  • при необходимости межевая схема или кадастровый план территории;
  • иные документы, необходимые для заключения соглашения.

Документы предоставляются в виде копий и подтверждаются оригиналами.

Пример по порядку установления сервитута на земельные участки государственной и муниципальной собственности

Матвей Семенович обратился в местный орган власти для того, чтобы оформить сервитут на земельный участок, который располагался рядом с его площадью. Необходимость в этом соглашении появилась тогда, когда на участок потребовалось проводить электричество и соответственно организовать проезд к территории через земли, принадлежащие городской управе.

Матвей Семенович оформил необходимое заявление и подал в администрацию. Через некоторое время мужчина получил отказ в связи с тем, что к заявке не была приложена схема надела, в отношении которого должен быть установлен сервитут.

После того как заявитель устранил все недочеты и подал заявку вновь, ему сообщили, что данное обременение не может быть наложено по причине существования специального федерального распоряжения, в рамках которого запрещено устанавливать сервитут на территорию. Мужчина попросил предоставить данный акт, однако, никакого пояснения так и не получил.

Подав жалобу на действия работника администрации, Матвей Семенович получил отписку с указанием, что сотрудник действовал в рамках своих полномочий и в строгом соответствии с законодательством РФ.

После обращения к юристу, мужчина подал исковое заявление в суд с требованием признать отказ недействительным либо представить ему официальные документы, подтверждающие правомочность отказа.

В итоге решение было вынесено в пользу мужчины, и он смог добиться установления сервитута на территорию.

Заключение

В завершение изложенного можно формулировать ряд выводов:

  1. Сервитут может быть установлен при наличии законных оснований, оговоренных в российском законодательстве.
  2. Все правовые отношения, связанные с наложением такого ограничения регулируются земельным и гражданским кодексами, а также рядом федеральных актов.
  3. Порядок установления сервитута на землю предусматривает заключение официального соглашения между участниками договора.
  4. Соглашение должно содержать все необходимые сведения, включая данные об участке, информацию об участниках и их правах на территорию.
  5. Регламент установки сервитута предусматривает определенный порядок, в рамках которого заинтересованное лицо подает заявление на установку обременения с указанием оснований такого действия и целью эксплуатации надела.
  6. Уполномоченное ведомство обязано в течение 30 дней с момента поступления заявки вынести решение о заключении соглашения либо постановление об отказе в установлении сервитута с обозначением оснований.
  7. Обязательным условием для заключения данного договора является его регистрация в Росреестре. Исключением являются случаи, при которых срок действия сервитута менее трех лет.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по порядку установления сервитута на земельные участки государственной и муниципальной собственности

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Александр. Дело в том, что мой участок расположен ниже территории, принадлежащей администрации. Недавно я решил провести водопровод на участок и подал заявку. Получил ответ, что воду провести мне не смогут, потому что проезда к территории нет.

Чтобы водопровод все же был проведен, я обратился в административный аппарат с заявлением об установке сервитута на соседнем участке с целью проезда по нему.

Через полтора месяца получил отказ, по причине того, что такое обременение может нанести существенный ущерб площади. Подскажите, правомерно ли данное решение и могу я попытаться оформить сервитут иным способом?

Ответ: Здравствуйте, Александр. Согласно ст. 39.26 ЗК РФ причина для вынесения объективного отказа отсутствует. Впрочем, даже в этом случае распорядитель территории обязан предоставить иной вариант установления сервитута, чтобы обеспечить доступ к вашему участку.

Также нарушение имело место относительно сроков вынесения отрицательного решения. По закону дается не более 30 дней, а в вашем случае составило 1,5 месяца.

Вы можете сначала подать жалобу на действия сотрудников администрации должностному лицу, занимающему руководящую должность. Если это не даст результата, останется лишь обратиться в суд с требованием признать вынесенный отказ недействительным и повторно рассмотреть заявку на сервитут. Судебная практика показывает, что решение скорей всего будет принято в вашу пользу.

Список законов

  • Статья 39.23 ЗК РФ
  • Статья 39.26 ЗК РФ

Образцы заявлений и бланков

Вам понадобятся следующие образцы документов:

  • Образец соглашения об установлении сервитута на земельный участок

Вам будут полезны следующие статьи:

  • Москва МО:
  • Санкт-Петербург и ЛО:
  • Общероссийский:

Основания для установления сервитута в отношении участка из государственных и муниципальных земель

Основания и условия для установления сервитута на участок земли
Энциклопедия МИП » Земельное право » Землеустройство » Основания для установления сервитута в отношении участка из государственных и муниципальных земель

В ЗК РФ особое внимание уделяется понятию «сервитут».

В земельном законодательстве особое внимание уделяется понятию «сервитут». Под ним подразумевается возможность лица ограничено пользоваться чужим земельным участком в своих целях.

В Земельном кодексе России установлено, что сервитут может устанавливаться, чтобы обеспечить проход или проезд на свой участок через участок соседа, для прокладки и эксплуатации различных необходимых для нормальной жизнедеятельности коммуникаций.

В рамках регулирования подобного вопроса, на уровне земельного законодательства, установлено разграничение обычного и публичного сервитута.

Под обычным сервитутом подразумевается установление ограничения на участок земли, находящийся в собственности физического или юридического лица, в то время как в публичном сервитуте, собственником участка выступает государственный, региональный или местный орган власти.

Для урегулирования вопросов, связанных с установлением сервитута в отношении имущества государства, в Земельном кодексе России появилась отдельная статья, согласно требованиям которой установление ограничения на подобные участки возможно сразу в нескольких нетипичных ситуациях:

  • для проведения изыскательских работ;
  • для получения возможности использовать недра, в установленной законом форме;
  • для размещения линейных объектов, сооружений, связанных с обеспечением функций защитного характера, информирующих знаков.

Правила заключения соглашения об установлении сервитута

На уровне земельного законодательства устанавливается перечень обязательных условий, которые должны содержаться в соглашении об установлении сервитута в отношении участков, находящихся в собственности федеральной или региональной власти. Образец соглашения, в котором содержатся все обязательные условия, имеется в уполномоченном государственном органе.

В нем указано следующее:

  • кадастровый номер участка, в отношении которого будет установлено данное ограничение;
  • учетный номер отдельной части участка, которая будет использоваться. Данное условие не требуется, если сервитут устанавливается на весь участок;
  • сведения об обеих сторонах, принимающих участие в составлении соглашения;
  • цели установления сервитута и основания для проведения данного процесса;
  • срок, в течение которого будет действовать сервитут. Данный срок устанавливается соглашением, образец которого можно найти у юриста или в уполномоченном государственном органе;
  • размер платы за сервитут, который устанавливается в соответствии с требованиями земельного законодательства;
  • права лица, в отношении которого устанавливается подобное ограничение на участок;
  • обязанность лица вносить плату за сервитут.
  • обязанность лица, в отношении которого устанавливается ограничение, по окончании срока действия сервитута привести участок в надлежащее состояние, чтобы им можно было пользоваться в соответствии с назначением земель.

Установление платы за пользование чужим участком

В соответствии с земельным законодательством если в федеральных нормативно-правовых актах не установлено иное, плата за пользование чужим участком должна определяться:

  • в порядке, урегулированном Правительством, если недвижимость тесно связана с государством, то есть находится в его собственности;
  • в порядке, урегулированном отдельными субъектами страны, если речь идет о региональной собственности;
  • в порядке, урегулированным нормативно-правовыми актами местных властей, если речь идет о муниципальной собственности.

Согласно соглашению, заключенному между сторонами, оплата должна производиться непосредственно самому землепользователю, землевладельцу или арендатору участка земли, с которым заключено соглашение об установлении ограничения.

Если соглашение было заключено с государственным или муниципальным предприятием, оплата производится в соответствующий бюджет страны.

Случаи, в которых осуществляется заключение соглашения об установлении сервитута. Размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных знаков информационного характера, различных защитных сооружений

На законодательном уровне установлен перечень оснований, при которых допускается установление сервитута в отношении участков земли, относящихся к собственности федерации или отдельно взятых субъектов государства. К данным основаниям относятся:

  • Размещение линейных объектов, сооружений, предназначенных для связи, специальных знаков информационного характера, сооружений, выполняющих защитную функцию. Размещение подобных сооружений ни в коем случае не должно препятствовать расширенному использованию участков.
  • Проведение различных изыскательских работ, в установленной законом форме.
  • Ведение работ, связанных с использованием недр в установленной законом форме.

Помимо данных случаев, установленных на уровне земельного законодательства, сервитут может устанавливаться также для возможности обеспечения прохода или проезда через соседний участок, а также для проведения строительства, реконструкции или эксплуатации различных линейных объектов.

Данные действия ни в коем случае не должны менять разрешенному использованию участка, а также обеспечению прочих нужд собственника, которые могут быть выполнены им без установления сервитута.

Установление сервитута для размещения линейных объектов, сооружений для обеспечения связи, знаков информативного характера и сооружений защитной функции – своевременное нововведение, которое по достоинству было оценено многими пользователями участков, находящихся федеральной и региональной собственности.

На законодательном уровне отдельно выделяется перечень информационных знаков, которые могут быть установлены на государственной недвижимости, при заключении соответствующего соглашения:

  • знаки, определяющие границы защитных полос;
  • определяющие границы установленных водоохранных зон;
  • определяющие границы санитарных зон;
  • определяющие порядок водопользования на водоемах, относящихся к категории объектов общего пользования;
  • определяющие границы рыбопромысловых участков;
  • определяющие границы лечебно-оздоровительных местностей;
  • знаки, установленные специальными организациями, уполномоченными государственными органами на осуществление охраны редких видов животного мира.

Осуществление проведения изыскательских работ

Согласно нормам земельного законодательства под изыскательскими работами подразумевается:

  • изучение различных природных условий;
  • изучение факторов техногенного воздействия;
  • подготовки материалов, требующихся для проведения территориального планирования;
  • подготовки материалов, требующихся для архитектурно-строительного проектирования.

Подобные изыскательские работы проводятся с целью обеспечения рационного пользования земельными ресурсами, а также для обеспечения безопасности использования земель в их пределах.

Любые изыскательские работы, направленные на строительство, проектирование и планирование должны осуществляться в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ, вступившего в силу в 2006 году.

Правила проведения работ, связанных с использованием недр

Разрешенные виды пользования недр установлены на уровне федерального законодательства, в частности, специального закона о недрах. Согласно данному нормативно-правовому акту право пользования недрами, даже если подобное использование будет осуществлять уполномоченный государственный орган, должно быть оформлено в виде специального государственного разрешения.

Данное разрешение представляет собой бланк с государственным гербом Российской Федерации, а также всевозможные текстовые и графические приложения, являющиеся неотъемлемой частью лицензии.

Именно в подобных приложениях и содержатся точные правила пользования недрами.

Соответственно, для пользования недрами недостаточно получить согласие на установление сервитута в отношении земельного участка, который находится в собственности государства или отдельно взятого субъекта государственной власти, потребуется также получение лицензии со всеми приложениями.

Сервитут на земельный участок

Основания и условия для установления сервитута на участок земли

Сервитут (ст. 23 Земельного кодекса РФ) — это право ограниченного пользования чужим земельным участком.

Владелец участка земли имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться им, но обязан предоставить право свободного доступа к объекту, указанному в правоустанавливающих документах, обладателям сервитута, то есть лицам, имеющим право ограниченного пользования чужим земельным участком.

Сервитут всегда привязан к определенному объекту недвижимости (зданию, сооружению, земельному участку). Он не может быть самостоятельным предметом купли-продажи либо залога.

Сервитут не может быть передан лицам, не являющимися собственниками объекта недвижимости, для обеспечения которой он был установлен. При переходе прав на земельный участок с сервитутом (ст.

275 ГК РФ) обязательства по обременению перейдут новому владельцу.

Требовать установления сервитута можно от федеральных, региональных и муниципальных властей в зависимости от того, кто из них является собственником участка, но не от арендаторов земли.

Если собственником недвижимости является физическое или юридическое лицо, то по вопросу установления обременения необходимо обратиться к нему.

Когда мирное урегулирование конфликта невозможно, вопрос решается в судебном порядке.

По времени действия сервитут может быть срочным и постоянным. Выделяют сервитут частный и публичный.

Частный сервитут

Частный сервитут может быть установлен на основании соглашения или договора о сервитуте. Документ оформляется в простой письменной форме. Он содержит:

  • информацию и сторонах соглашения;
  • сведения об участке, в отношении которого устанавливается сервитут;
  • цели и задачи наложения обременения;
  • границы сервитута (четко определенное место на участке);
  • величина платы за пользование участком, а также порядок ее внесения;
  • прочие условия.

Собственник участка, имеющего обременение, вправе потребовать соразмерной платы. Величина вознаграждения устанавливается по соглашению либо на основании решения суда.

В соответствии с данным видом обременения собственника земельного участка суд может обязать обеспечить:

  • свободное перемещение через участок;
  • обустройство общественно-значимых инженерных коммуникаций, таких как электросети, линии связи, газопровод и так далее;
  • доступ для создания и поддержания в надлежащем состоянии мелиоративной системы и системы водоснабжения;
  • прочих нужд, удовлетворение которых невозможно без установления сервитута.

Публичный сервитут

Основания его возникновения — законодательные акты федеральных, региональных или муниципальных властей в целях обеспечения интересов государства, муниципалитета или местных жителей. Решение об установлении сервитута на земельный участок принимается по результатам общественных слушаний и с владельцем или пользователем недвижимости не согласовывается.

Цели установления публичного сервитута:

  • перемещение по территории участка;
  • проведение ремонтных работ и монтаж разнообразных инженерных коммуникаций, объектов транспортной инфраструктуры;
  • установка спецзнаков и обеспечение подъезда к ним;
  • обеспечение водой;
  • прогон скота;
  • сохранение исторически сложившейся традиции сенокоса либо выпаса скота;
  • охота и рыбалка на замкнутом водоеме, расположенном на участке;
  • сбор дикорастущих растений;
  • проведение исследовательских работ;
  • свободный доступ к побережью.

Основное отличие публичного сервитута от частного – платность последнего. Исключение: публичный сервитут может быть установлен на возмездной основе только в том случае, если у собственника земельного участка возникли серьезные затруднения. Например, часть земли стала непригодна для растениеводства, пришлось снести или перенести хозяйственные постройки и прочее.

Регистрация сервитута (частного и публичного)

Право сервитута регистрируется в Едином государственном реестре прав как право на недвижимое имущество в течение 18 календарных дней с момента подачи соответствующих документов. Необходимые бумаги (ст. 28 Закона «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»):

  1. заявление лица, в пользу которого будет установлен сервитут;
  2. документ, удостоверяющий личность заявителя (для физического лица), а также соответствующие документы для юридического лица (доверенность, учредительные документы, выписка из ЕГРЮЛ);
  3. документ об оплате госпошлины;
  4. соглашение о сервитуте, соответствующие акты федеральных или муниципальных органов власти либо решение судебных органов;
  5. если обременение относится к части участка, то предоставляется кадастровый паспорт земельного надела с отмеченной на нем зоной действия сервитута, либо кадастровая выписка с аналогичными сведениями. Если сервитут устанавливается на весь участок, то указанный документ не требуется.

Сервитут это вещное право на недвижимость, но регистрируется как обременение. Суть понятия от этого не меняется.

Прекращение сервитута

Основания прекращения сервитута:

  • по причине прекращения существования оснований, которые были причиной установления сервитута (ст. 276 ГК РФ);
  • в суде доказана невозможность целевого использования участка именно по причине установленного обременения (ст. 276 ГК РФ). Собственник участка вправе потребовать, чтобы орган государственной власти или местного самоуправления, установивший сервитут, выкупил его, компенсировал понесенные убытки либо предоставил другой равноценный участок земли;
  • физическое уничтожение участка;
  • изъятие земли из гражданского оборота;
  • в случае если собственник участка, обремененного сервитутом, становится владельцем данного сервитута;
  • прекращение действия нормативного акта, установившего сервитут.

Судебная практика: отказ в установлении сервитута

Важно правильно составить исковое заявление в судебные органы об установлении сервитута.

Например, собственник участка земли, по которому проходит ЛЭП, обратился в суд с иском к владельцу коммуникаций о понуждении к заключению договора сервитута.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа признал, что имеется ограничение на пользование земельным участком и требование истца об установлении платы законно.

В иске было отказано: в законодательстве отсутствуют нормы, на основании которых можно обязать ответчика подписать подобное соглашение.

Собственнику участка нужно обратиться в суд об устранении препятствий в пользовании участком. Тогда владелец ЛЭП будет вынужден заключить соглашение о сервитуте.

Подавая исковое заявление об установлении сервитута нужно предоставить достаточно веские доказательства того, что наложение обременения действительно необходимо.

Совет!

ФАС Волго-Вятского округа отказал истцу в следующей ситуации: требовалось обеспечить проезд к промышленному зданию. Рядом с постройкой в пределах участка истца имелся пустырь.

Истец требовал обеспечить проезд через соседний участок, но не было доказано, что:

  • перемещение через пустырь невозможно;
  • проезд возможен только через соседний участок, так как другие пути отсутствуют;
  • участок ответчика оборудован транспортной инфраструктурой;
  • движение автотранспорта по территории ответчика будет безопасно для находящихся там людей.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: