Каковы полномочия общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме?

Компетенция общего собрания собственников многоквартирного дома 2018 — полномочия, закон

Каковы полномочия общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме?

Состояние общего имущества жильцов в многоквартирном доме, порядок ухода за ним и многие иные вопросы должны решать владельцы помещений. Для этого необходим специальный управленческий орган – собрание владельцев. Чтобы его решения были законными важно соблюдать установленный законом порядок его формирования и работы.

Что это такое?

Общее собрание – это орган самостоятельного управления владельцами квартир и коммерческих помещений многоквартирным домом (МКД).

Принятые им положения, правила обязаны соблюдать все владельцы помещений и жильцы.

Закон

Собрание владельцев помещений является высшим управленческим органом в жизнедеятельности МКД согласно п. 1 ст. 44 ЖК РФ. Этой же нормой определено, что проводится оно путем рассмотрения и решения актуальных для жильцов тем, проблем.

В ст. 161 ЖК РФ закреплены основные требования к управлению МКД.

Согласно ее положениям, управление МКД – это деятельность владельцев помещений и управомоченных ими лиц по:

  • созданию безопасных и комфортных условий жизни в доме;
  • обеспечению должного содержания совместного имущества и пользования им;
  • предоставлению услуг ЖКХ, соответствующих установленным нормам и стандартам.

Легитимным считается заседание при принятии в нем участия владельцев квартир или их делегатов, обладающих голосами свыше 50% (ч. 1 ст. 44, ч. 1, 3 ст. 45 ЖК РФ). Его заключения выносятся большей частью лиц, участвовавших в собрании.

Компетенция общего собрания собственников многоквартирного дома

Правомочия и обязательства собрания установлены Жилищным кодексом.

В п. 2 ст. 44 ЖК РФ дан их список актуальный на 2018 год, который условно делится на следующие группы вопросов:

  • По управлению общей собственностью МКД.
  • По финансово-хозяйственной части.
  • По административно-хозяйственной деятельности.

Что входит?

В области управления совместной собственностью компетенция общего собрания собственников многоквартирного дома включает рассмотрение таких вопросов:

  • реконструкции МКД (включая надстройку, расширения), возведении хозяйственных строений и иных сооружений, проведении капремонта и расходования фонда, сформированного для него;
  • о рамках пользования земельной площадью, на которой находится дом, включая установление ограничений в ее эксплуатации;
  • о пользовании общей собственностью лицами, не являющимися владельцами помещений или жителями МКД, к примеру, о монтаже рекламных конструкций;
  • о текущем ремонте МКД;
  • о предоставлении совету МКД прав на организацию внутренних и наружных оперативных ремонтов.

В финансово-хозяйственной области собрание жильцов компетентно в выборе:

  • вариантов формирования фонда на капремонт дома и необходимых величин взносов в него;
  • форм финансирования затрат на созыв и проведение своей работы.

Компетенция общего собрания собственников многоквартирного дома в области административно-хозяйственной деятельности включает рассмотрение вопросов:

  • о применении информационных систем для заочных собраний;
  • об определении круга лиц, правомочных пользоваться такими информационными системами;
  • о порядке приема специалистом сведений о собраниях, продолжительности аний, разработанных решениях;
  • о предоставлении совету компетенции в решении вопросов о проведении оперативных ремонтов;
  • о предоставлении председателю совета прав по разбору дел, не предусмотренных ч. 5 ст. 161.1 ЖК РФ.

Порядок проведения

Общее собрание владельцев жилья в МКД проводится в следующем порядке:

  • На первом этапе ведется подготовка.
  • Далее жильцы информируются о намеченном мероприятии.
  • Основной этап заключается непосредственно в ании.
  • На заключительной стадии фиксируются результаты проведенной встречи.

Основания

Общее собрание необходимо проводить по правилам, определенным ЖК РФ. Иначе его решения не будут действительны.

Кодекс предусматривает собрания владельцев помещений в МКД двух видов:

  • Первое – ежегодное. В соответствии со ст. 45 ЖК РФ его следует собирать во втором квартале года, идущего за отчетным годом. Причем ответственности за его пропуск не установлено. Следовательно, обязательности в нем нет.
  • Второй вид – внеочередное собрание. Время его проведения законом никак не ограничено. Инициировать такое мероприятие может любой владелец имущества в МКД.

Фиксация результатов

Решения, принятые на ании, фиксируются в протоколах. Составлять их необходимо в течение 10 дней. Инициатор должен предоставить в этот срок копии протокола и приложений к нему в управляющую компанию (ЖСК, ТСЖ и т.п.), которая не позднее 5 дней передает их в жилищную инспекцию.

О результатах собрания в течение 5 дней инициатор должен информировать собственников помещений. Он может разместить соответствующее объявление в доступном для всех жильцов месте, определенном на собрании.

Можно ли оспорить?

Владелец квартиры вправе оспорить результаты ания на общем собрании, если нарушена процедура его организации или проведения.

ЖК РФ каждому владельцу помещения дано право на обращение в суд, если он:

  • не участвовал в собрании;
  • ал против оспариваемого результата (п. 6 ст. 46).

Подать заявление в судебную инстанцию можно в течение полугода с момента, когда стало известно о принятии решения или, когда собственник должен был узнать об этом.

Суд имеет право на оставление обжалуемого решения в силе в следующих случаях:

  • голос истца не мог оказать влияние на результат ания;
  • нарушение не является существенным;
  • оспариваемое решение не влечет убытков для заявителя.

Согласно ст. 181.4 ГК РФ для оспаривания решений основаниями являются:

  • несоблюдение предписаний законов;
  • допущение значимого нарушения при организации или в ходе мероприятия, сказавшееся на волеизлиянии участвующих лиц;
  • отсутствие прав у представителя участника;
  • нарушение равенства прав граждан, принявших участие в мероприятии в ходе его осуществления;
  • случай серьезного нарушения правил фиксации результирующего документа, включая применение письменной формы.

Решение собрания может быть признано ничтожным, если:

  • касается проблем, не включенных в повестку дня (при участии всех владельцев помещений МКД);
  • отсутствовал достаточный кворум;
  • касается тем, не относящихся к полномочиям общего собрания собственников многоквартирного дома;
  • в нем имеется противоречие с основами нравственности или правопорядка (ст. 181.5 ГК РФ).

Иск составляется на инициатора мероприятия. В соответствии с ч. 6 ст. 181.4 ГК РФ для обращения в суд заявитель должен информировать всех участников о своем намерении с предоставлением им имеющихся сведений, которые относятся к делу. Для этого следует разослать заказные письма или лично собрать подписи об уведомлении.

В случае невозможности информирования есть два варианта выхода:

  • организовать новое собрание;
  • потребовать проверки от жилищной инспекции.

Лица, не пожелавшие присоединиться к исковым требованиям (в том числе, если у них имеются другие основания для оспаривания решения) и не имеющие уважительных причин участия в споре, в будущем не смогут судиться по данному поводу.

Бесплатная юридическая консультация онлайн

Каковы полномочия общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме?

РЕШЕНИЕ ВАШИХ ПРОБЛЕМ В ТРИ ЭТАПА:
ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

Полномочия общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме?

Органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений многоквартирного дома (п. 1 ст. 44 ЖК РФ).

Общее собрание собственников должно проводиться не менее одного раза в год. Право ания на общем собрании имеют только собственники или их представители. Общее собрание правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в доме или их представители, обладающие более чем 50 процентами общего числа (п. 3 ст. 45 ЖК РФ).

Обратите внимание!

Отдельные решения должны приниматься большинством не менее двух третей от общего числа собственников (п. 1 ст.46, п. п. 1 — 3.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ).

Количество , которым обладает каждый собственник, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме (п. 3 ст. 48 ЖК РФ).

Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном законом порядке, является обязательным для всех собственников, в том числе для тех, которые не участвовали в ании (п. 5 ст. 46 ЖК РФ).

Примечание.

Собственник, не принимавший участия в ании или авший против принятия такого решения, считающий, что этим решением нарушены его права и законные интересы, вправе обжаловать в суд решение, принятое с нарушением требований ЖК РФ, в течение шести месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о принятом решении.

Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если ание указанного собственника не могло повлиять на результаты ания, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков данному собственнику (п. 6 ст. 46 ЖК РФ).

Решения общего собрания, принимаемые простым большинством (более чем 50 процентов от общего числа ):

— о сроках и порядке проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также о порядке уведомления о принятых им решениях (п. 1 ст. 45 ЖК РФ);

— об использовании системы или иных информационных систем при проведении общего собрания в форме заочного ания;

— об определении лиц, уполномоченных на использование данных систем (администратор общего собрания); о порядке приема администратором сообщений о проведении общих собраний, решений по вопросам, поставленным на ание, а также о продолжительности ания (п. п. 3.2 — 3.4 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ);

— о выборе и изменении способа управления многоквартирным домом (п. 4 ч. 2 ст. 44, п. 3 ст. 161 ЖК РФ);

— о создании товарищества собственников жилья (ТСЖ) и утверждении его устава (п. 2 ст. 135, п. 1 ст. 136 ЖК РФ);

— о реорганизации ТСЖ (ст. 140 ЖК РФ);

— о ликвидации ТСЖ в случае, если его члены не обладают более чем 50 процентами от общего числа собственников помещений в многоквартирном доме (п. 2 ст. 141 ЖК РФ);

— о выборе управляющей организации и определении условий договора управления многоквартирным домом (п. 1 ст. 162 ЖК РФ);

— об избрании и переизбрании совета многоквартирного дома, если в многоквартирном доме не создано ТСЖ либо этот дом не управляется жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и при этом в доме более чем четыре квартиры (ст. 161.1 ЖК РФ);

— о размере платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив (п. 7 ст. 156 ЖК РФ);

— о внесении платы за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества) ресурсоснабжающим организациям (п. 7.1 ст. 155 ЖК РФ);

— о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме (п. 4.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ);

— о договорах оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества при непосредственном управлении собственниками многоквартирным домом, количество квартир в котором составляет не более чем двенадцать (п. 1 ст. 164 ЖК РФ);

— о выборе лица (при непосредственном управлении домом), уполномоченного действовать от имени собственников в отношениях с третьими лицами (п. 3 ст. 164 ЖК РФ);

— о месте или адресе хранения протоколов общих собраний и решений по вопросам, поставленным на ание (п. 4 ст. 46 ЖК РФ);

— об избрании комиссии собственников помещений в многоквартирном доме (п. 12 ст. 161.1 ЖК РФ).

Решения общего собрания, принимаемые большинством не менее двух третей от общего числа :

— о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта (п. 1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ);

— о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, размере взноса на капитальный ремонт, минимальном размере фонда капитального ремонта, выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета и совершение операций с денежными средствами, находящимися на этом счете (п. 1.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ);

— о получении кредита или займа на капитальный ремонт общего имущества, определении существенных условий кредитного договора или договора займа, условиях получения гарантии, поручительства, уплате процентов за пользование этими кредитом или займом, оплате за счет фонда капитального ремонта расходов на получение указанных гарантии, поручительства (п. 1.2 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ);

— о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе о введении ограничений пользования (п. 2 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ);

— о пользовании общим имуществом иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество (п. 3 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ);

— об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества на определенных общим собранием собственников условиях (п. 3.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ);

— о создании ТСЖ собственниками помещений в нескольких многоквартирных домах, количество квартир в которых не более тридцати, если данные дома расположены на земельных участках, имеющих общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, предназначенные для совместного использования собственниками помещений в таких домах (п. 1 ч. 2 ст. 136 ЖК РФ).

Для решения вопроса можете воспользоваться нашим предложением: Бесплатная Юридическая Консультация

Какие вопросы может решать общее собрание собственников

Каковы полномочия общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме?

Представьте, что в доме, которым вы управляете, прошло общее собрание собственников. Жители решили установить в подъезде систему видеонаблюдения. Вы поставили видеокамеру, но теперь один собственник отказывается платить за установку оборудования и требует моральной компенсации.

Суды встали на сторону собственника, а некоторые даже решили, что ОСС не могло обсуждать такой вопрос. Сегодня мы расскажем, чем закончилась эта история и какие решения может решать общее собрание собственников.Что делать, если суд признал протокол ОСС недействительным

Мнения судов о компетенции ОСС

Собственники помещений в МКД на внеочередном общем собрании приняли решение установить в доме систему видеонаблюдения, определили порядок оплаты и одобрили тариф на обслуживание. Кворум на ОСС состоялся и никто из собственников не оспаривал протокол собрания.

Никто кроме одного. Этот собственник обратился в суд с иском на управляющую компанию, потребовал, чтобы она вернула ему потраченные на услуги видеонаблюдения деньги, а также компенсировала моральный вред.

Мнения судов разделились. Мировой суд иск не удовлетворил. Апелляционный суд отменил это решение, признал начисление платежей за установку и обслуживание камер незаконным, указал управляющей компании сделать перерасчёт, компенсировать собственнику моральный вред и заплатить штраф.

Президиум Верховного Суда Республики отменил требование о перерасчёте, но сказал, что штраф и компенсацию морального вреда выплатить всё же придётся. Управляющая компания обратилась в Верховный Суд РФ. И Верховный Суд РФ опять всех примирил.О выборе председателя общего собрания собственников

Компетенции ОСС по закону

Управляющая компания установила в подъезде и стала обслуживать систему видеонаблюдения, потому что исполняла желание собственников помещений в МКД. Своё желание они высказали на общем собрании собственников дома.

Апелляционный суд, назначая суровое наказание для УО, исходил из того, что видеонаблюдение – это дополнительная услуга, которую может оказывать собственникам управляющая компания. Дополнительные услуги не относятся к услугам по содержанию жилого помещения и коммунальным услугам, и значит, не относятся к компетенции ОСС.

Суд кассационной инстанции поддержал такую позицию, согласился с ничтожностью решения ОСС. Верховный Суд РФ объяснил, что это неправильно.

Общее собрание собственников помещений в МКД – орган управления многоквартирным домом (ч. 1 ст. 44 ЖК РФ). К его компетенции относятся вопросы, предусмотренные ч. 2 ст.

44 ЖК РФ:

  • о реконструкции МКД, строительстве хозяйственных построек, капитальном ремонте;
  • о пределах использования земельного участка;
  • об использовании общего имущества дома третьими лицами;
  • о выборе способа управления.

Решения ОСС по вопросам, которые выносятся на ание, принимаются большинством от общего числа . Есть ряд вопросов, для решения которых необходимо получить не менее двух третей от общего числа собственников помещений в МКД (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ).

Решение ОСС по вопросам, которые относятся к его компетенции, обязательно для всех собственников помещений в таком доме, даже для тех, кто не участвовал в ании (ч. 5 ст. 46 ЖК РФ).Пост-релиз вебинара «ОСС на 100. Проводим успешное собрание»

Исполнение решений ОСС

Мы не устаём повторять вслед за ч. 1 ст. 161 ЖК РФ, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания в нём. УО должна стараться содержать общее имущество в доме в надлежащем состоянии, качественно предоставлять коммунальные услуги.

Компания, которая управляет многоквартирным домом, несёт ответственность перед собственниками за оказание услуг и выполнение работ по содержанию общего имущества дома (ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ).

По договору управления УО по заданию собственников в согласованные сроки и за плату оказывает услуги и выполняет работы по содержанию и ремонту общего имущества и предоставляет коммунальные услуги (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ).

Все собственники помещений в МКД на праве общей долевой собственности владеют общим имуществом в многоквартирном доме (п. 1 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ). К общему имуществу относятся:

  • межквартирные лестничные площадки,
  • лестницы,
  • лифты,
  • лифтовые шахты,
  • коридоры,
  • технические этажи,
  • чердаки и подвалы.

Чтобы все перечисленные помещения содержались в должном порядке, собственники утверждают на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, размер финансирования (п. 17 Правил, утверждённых постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения. Относится сюда и плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, взнос на капитальный ремонт и плату за коммунальные услуги (ч. 2 ст. 154 ЖК РФ).

Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в МКД определяет общее собрание собственников. Определяется он с учётом предложений управляющей компании не менее чем на один год (ч. 7 ст. 156 ЖК РФ).

Выходит, что к компетенции общего собрания собственников помещений относится решение вопроса об определении перечня услуг и работ по управлению МКД для содержания общего имущества дома. Управляющая компания оказывает такие услуги и работы в счёт платы за жилое помещение.Признание решения ОСС ничтожным

Решение Верховного Суда РФ

камеру, из-за которой произошёл конфликт, управляющая компания установила с направлением обзора на входные двери подъезда. Так сделали потому, что видеонаблюдение должно было помочь обеспечить безопасность жителей дома.

Предыдущие суды это не учли. И их выводы о том, что решение вопроса о предоставлении дополнительных услуг собственникам МКД не относится к компетенции ОСС, незаконны.

наблюдение – услуга, направленная на надлежащее содержание общедомового имущества. Его цель – обеспечить безопасность и сохранить имущество собственников помещений дома. Это не индивидуальная услуга, а услуга, одинаково полезная всем жителям дома.

Верховный Суд РФ отменил решения предыдущих судов и направил дело на новое рассмотрение.

Глава 6. Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. Общее собрание таких собственников

Каковы полномочия общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме?

Скачать бесплатно: Жилищный кодекс Российской Федерации последняя редакция 2018 года.

Статья 36. Право собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме

1. Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:

1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);

2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;

3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 № 462-ФЗ)

4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
(часть 1 в ред. Федерального закона от 04.06.

2011 № 123-ФЗ)

2. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

Совет!

3. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.

4. По решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.

4.1.

Приспособление общего имущества в многоквартирном доме для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме согласно требованиям, указанным в части 3 статьи 15 настоящего Кодекса, допускается без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме только в случае, если такое приспособление осуществляется без привлечения денежных средств указанных собственников.
(часть 4.1 введена Федеральным законом от 29.12.2017 № 462-ФЗ)

5. Земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, может быть обременен правом ограниченного пользования другими лицами. Не допускается запрет на установление обременения земельного участка в случае необходимости обеспечения доступа других лиц к объектам, существовавшим до дня введения в действие настоящего Кодекса.

Новое обременение земельного участка правом ограниченного пользования устанавливается по соглашению между лицом, требующим такого обременения земельного участка, и собственниками помещений в многоквартирном доме.

Споры об установлении обременения земельного участка правом ограниченного пользования или об условиях такого обременения разрешаются в судебном порядке.

6.

В случае разрушения, в том числе случайной гибели, сноса многоквартирного дома собственники помещений в многоквартирном доме сохраняют долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, на котором располагался данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и на иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке, в соответствии с долей в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме на момент разрушения, в том числе случайной гибели, сноса такого дома. Указанные собственники владеют, пользуются и распоряжаются предусмотренным настоящей частью имуществом в соответствии с гражданским законодательством.
(часть шестая введена Федеральным законом от 18.12.2006 № 232-ФЗ)

Управление многоквартирным домом

Каковы полномочия общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме?

допустимо ли вручение уведомления о проведении собрания, а также бланков решений собственников по вопросам повестки дня лицу, не являющемуся собственником помещения в таком доме;

является ли обязательным при проведении общего собрания указание в решении собственника даты заполнения решения и собственноручной подписи собственника;

допустимо ли в решении собственника помещения указывать фамилию и инициалы, не расшифровывая полностью имя и отчество.

Письмо Минстроя России от 05.10.2017 N 35851-ЕС/04 Об общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГОХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 5 октября 2017 г. N 35851-ЕС/04

Департамент жилищно-коммунального хозяйства Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение и в пределах своей компетенции сообщает следующее.

1. Согласно части 1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом и проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на ание.

В соответствии со статьей 44.1 ЖК РФ общее собрание собственников проводится посредством ания, при этом в соответствии с частью 1 статьи 48 ЖК РФ определено, что правом ания на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на ание, обладают собственники помещений в данном доме.

Исходя из приведенных норм, а также по смыслу статей 44 — 48 ЖК РФ участниками общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются именно собственники, то есть — юридические и (или) физические лица, которым на праве собственности принадлежат жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме. Недопустимо считать участниками общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме ни помещения в многоквартирном доме, ни доли в общем имуществе.

Часть 3 статьи 48 ЖК РФ устанавливает, что количество , которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме.

При этом, в соответствии с частью 1 статьи 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

Таким образом, количество , которым обладает собственник конкретного помещения (помещений) в многоквартирном доме, пропорционально площади помещения (помещений), принадлежащего (принадлежащих) указанному собственнику на праве собственности.
Необходимо особо отметить, что количество , которым обладает собственник, определяется в порядке, утвержденном приведенными нормами ЖК РФ.

Жилищное законодательство не предусматривает иных способов определения количества , которым обладает собственник, в том числе не наделяет правом по определению такого количества ни самого собственника, ни каких-либо иных лиц.

Количество собственника помещения в многоквартирном доме пропорционально доле этого собственника в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, а такая доля независимо от количества помещений многоквартирного дома, находящихся в собственности указанного собственника, является единой и неделимой, не подлежит распределению на несколько долей по количеству помещений, находящихся в собственности указанного собственника.

Следовательно, и количество , которыми обладает собственник, не может быть распределено на части (по количеству помещений или по иным критериям) с целью различного ания одним собственником по одним и тем же вопросам повестки дня, либо с целью участия в общем собрании собственников только частью .

В соответствии с пунктом 3 части 5.1 статьи 48 ЖК РФ каждый собственник принимает только одно решение по каждому вопросу повестки дня общего собрания собственников в многоквартирном доме, независимо от количества и (или) площади помещений, находящихся в собственности указанного собственника.

Голосование частью из общего числа , которыми обладает собственник (в том числе — от имени части помещений из всех помещений, находящихся в собственности данного собственника, либо от имени части одного помещения, доля в праве собственности на которое у данного собственника 100%), жилищным законодательством не предусмотрено.

Часть 1 статьи 46 ЖК РФ утверждает, что для установления факта принятия положительных решений по вопросам повестки дня необходимо определить долю , отданных собственником помещения в многоквартирном доме данное решение, от общего числа , принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме (по отдельным вопросам — от общего числа собственников помещений в многоквартирном доме).

Таким образом, если собственник принимает участие в общем собрании, то все голоса, которыми данный собственник обладает, учитываются при определении наличия кворума.

Из системного толкования приведенных норм следует, что собственник помещений в многоквартирном доме не имеет права принимать участие в общем собрании только частью своих , все голоса собственника обязательно учитываются при подведении итогов ания.

При этом собственник имеет право принять только одно решение («за», «против» или «воздержался») по каждому вопросу повестки дня, и количество , отданных собственником за принятое им решение, равно общему количеству , которыми обладает собственник.

2. Нежилое помещение является частью того здания, в составе которого это помещение находится согласно техническому паспорту. В случае, если в составе многоквартирного дома согласно технической документации имеется нежилое помещение, указанное помещение является частью этого многоквартирного дома.

При этом в случае оформления нежилого помещения в собственность, площадь указанного помещения учитывается в общей площади помещений, собственники которых совместно владеют общим имуществом в многоквартирном доме и имеют право участвовать в общем собрании собственников помещений.

Собственник нежилого помещения в числе прочих участвует в общем собрании, количество собственника такого помещения пропорционально площади указанного помещения.

Необходимо отметить, что действующее законодательство предусматривает наличие в составе многоквартирного дома таких помещений, как встроенные, пристроенные и встроенно-пристроенные — все перечисленные помещения являются частями многоквартирного дома, если они встроены в этот дом, пристроены к нему, либо частично встроены, частично пристроены.

3. Порядок уведомления собственников помещений о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме регламентируется частями 4, 5 статьи 45 ЖК РФ.

В случае выполнения установленных указанными нормами требований, порядок уведомления собственников помещений о предстоящем общем собрании таких собственников помещений признается надлежащим, соответствующим действующему законодательству.

Инициатор проведения общего собрания имеет право дополнительно уведомить иных лиц о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме — такие действия не противоречат действующему законодательству.

Сообщение о проведении общего собрания собственников помещений законодательством Российской Федерации не отнесено ни к государственной, ни к служебной, ни к иным видам тайн, его распространение среди неопределенного круга лиц, независимо от наличия в их собственности помещений в конкретном многоквартирном доме, действующим законодательством не запрещено.

4. Частью 5.1 статьи 48 ЖК РФ предусмотрены основные сведения, которые при проведении общего собрания посредством очного, очно-заочного или заочного ания должны быть отражены в решении собственника по вопросам, поставленным на ание.

Подпись — это подтверждение волеизъявления собственника помещения при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если подпись в решении, которое заполняет собственник, будет отсутствовать, то невозможно будет определить факт выражения собственником помещения своего волеизъявления.

Совет!

5. Согласно пункту 1 части 5.1 статьи 48 ЖК РФ решение собственника должно содержать сведения о лице, участвующем в ании.

Сведения об участнике ания, указанные в решении, должны обеспечивать возможность идентифицировать указанного участника.

В этой связи считаем, что к сведениям, позволяющим идентифицировать лицо, принимающее участие в общем собрании собственников помещений, относится в том числе фамилия, имя и отчество собственника помещений, написанные полностью (при наличии).

6. Любые исправления и другие технические ошибки в решении собственника помещения возможны с учетом подтверждения личной подписью и надписью «исправленному верить».

7. Как указано в предыдущем пункте настоящих разъяснений при оценке решения собственника на предмет признания его действительным необходимо исходить из того, позволяет ли указанное решение идентифицировать лицо, принявшее участие в ании, и установить волеизъявление этого лица по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений.

Сведения о лицах, присутствующих на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, в соответствии с требованиями действующего законодательства, указываются в приложении к протоколу общего собрания собственников.

Если решение собственника содержит такие недостоверные сведения, как неверный номер квартиры, ошибка в фамилии, неверно указанная площадь и иные технические ошибки, но при этом ошибка носит характер описки, либо ошибка признается в силу неразборчивости почерка собственника, оформившего соответствующее решение, и исходя из характера ошибки и имеющихся в приложении к протоколу сведений об участниках собрания, имеется возможность достоверно установить, какое конкретно лицо оформило рассматриваемое решение, каким конкретно помещением в многоквартирном доме владеет указанное лицо, какова площадь этого помещения, такое решение учитывается при подсчете участников собрания.

В случае, если при идентификации лица, оформившего решения собственника помещений в многоквартирном доме имеются неустранимые сомнения в том, какое конкретно лицо заполнило решение (например, при наличии в многоквартирном доме различных помещений, принадлежащих лицам с одинаковыми фамилиями и т.п.

), указанное решение допустимо учитывать при подсчете исключительно при наличии дополнительных документов (доказательств), позволяющих однозначно идентифицировать лицо, принявшее участие в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, и помещение, которым указанное лицо владеет.

Недопустимо признавать ошибочность решения собственника помещения по вопросам повестки дня в случае, если волеизъявление собственника, выраженное в форме отметки соответствующей позиции по конкретному вопросу («за», «против» или «воздержался») определяется однозначно, такое волеизъявление обязательно к учету при подсчете именно в том значении, в котором оно указано в решении собственника, даже если сам собственник впоследствии передумает и заявит об ином мнении по вопросам повестки дня. Исключением является признание решения собственника сфальсифицированным, оформленным без ведома собственника помещения и без учета его позиции по вопросам повестки дня.

В соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

Таким образом, следует учитывать, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативно-правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

И.о. директора Департаментажилищно-коммунального хозяйства

Е.П.СОЛНЦЕВА

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: